Электромеханический стояночный тормоз (Electromechanical Parking Brake, EPB) является современной конструкций стояночной тормозной системы, в которой используется электромеханический привод тормозных механизмов.
Электромеханический стояночный тормоз выполняет следующие функции:
- удержание автомобиля на месте при стоянке;
- аварийное торможение при движении автомобиля;
- удержание автомобиля при трогании на подъеме.
Система EPB устанавливается на задние колеса автомобиля. Электромеханический стояночный тормоз имеет следующее общее устройство:
- тормозной механизм;
- тормозной привод;
- электронная система управления.
В системе используются штатные тормозные механизмы, конструктивные изменения внесены в рабочие цилиндры.
Тормозной привод устанавливается на
суппорте тормозного механизма. Тормозной привод преобразует
электрическую энергию бортовой сети в поступательное движение тормозных
колодок. Для выполнения возложенных функций привод включает следующие
конструктивные элементы:
- электродвигатель;
- ременная передача;
- планетарный редуктор;
- винтовой привод.
Все элементы находятся в одном корпусе. Вращательное
движение электродвигателя через ременную передачу передается на
планетарный редуктор. Применение планетарного редуктора обусловлено
снижением уровня шума, массы привода, а также существенной экономией
пространства. Редуктор осуществляет перемещение винтового привода,
который в свою очередь обеспечивает поступательное движение поршня
тормозного механизма.
Электронная система управления стояночным тормозом объединяет:
- входные датчики;
- блок управления;
- исполнительные механизмы.
К входным датчикам относятся кнопка включения тормоза, датчик уклона, датчик педали сцепления. Кнопка включения
располагается на центральной консоли автомобиля. Датчик уклона
интегрирован в блок управления. Датчик педали сцепления расположен на
приводе сцепления и фиксирует два параметра – положение и скорость
отпускания педали сцепления.
Блок управления преобразует сигналы
датчиков в управляющие воздействия на исполнительные устройства. В своей
работе блок управления взаимодействует с системой управления двигателем и системой курсовой устойчивости ESP.
В роли исполнительного механизма системы управления выступает электродвигатель привода.
Принцип работы электромеханического стояночного тормоза
Работа электромеханического стояночного тормоза носит циклический характер: включение – выключение.
Включение стояночного тормоза
производится нажатием кнопки на центральной консоли. При этом
активируется электродвигатель, который посредством редуктора и винтового
привода производит притягивание тормозных колодок к тормозному диску.
Тормозной диск жестко фиксируется.
Выключение электромеханического стояночного тормоза
производится автоматически при трогании автомобиля с места.
Предусмотрено выключение тормоза вручную при нажатой педали тормоза. При
выключении стояночного тормоза блок управления анализирует следующие
параметры:
- величину уклона;
- положение педали газа (от блока управления двигателем);
- положение и скорость отпускания педали сцепления.
Это позволяет производить своевременное выключение
стояночного тормоза, в том числе выключение с временной задержкой,
предотвращающее откатывание автомобиля при трогании на подъеме.