Система автоматической парковки (другое наименование - интеллектуальная система помощи при парковке, обиходное название – парковочный автопилот)
относится к активным парковочным системам, т.к. обеспечивает парковку
автомобиля в автоматическом или автоматизированном (автоматически
выполняются отдельные функции) режиме.
Различные системы автоматической парковки помогают при
выполнении параллельной парковки, перпендикулярной парковки. Больше
распространены системы с параллельной парковкой. Автоматическая парковка
осуществляется за счет согласованного управления углом поворота
рулевого колеса и скорости движения автомобиля.
Известными интеллектуальными системами помощи при парковке являются:
- система Park Assist на автомобилях Volkswagen;
- система Park Assist Vision на автомобилях Volkswagen;
- система Intelligent Parking Assist System на автомобилях Toyota, Lexus;
- система Remote Park Assist System на автомобилях BMW;
- система Active Park Assist на автомобилях Mercedes-Benz, Ford;
- система Advanced Park Assist на автомобилях Opel.
Система автоматической парковки имеет следующее общее устройство:
- ультразвуковые датчики;
- выключатель;
- электронный блок управления;
- исполнительные устройства систем автомобиля;
- устройство оптической индикации на панели приборов.
В интеллектуальной системе помощи при парковке используются ультразвуковые датчики,
аналогичные пассивной парковочной системе, но имеющие большую дальность
действия (до 4,5 м). Количество датчиков в зависимости от разновидности
системы различается. Например в системе Park Assist последнего
поколения устанавливается 12 ультразвуковых датчиков: 4 – впереди, 4
сзади и 4 по бокам автомобиля.
Включение системы осуществляется принудительно при
необходимости осуществить парковку. Для этого на панели приборов
(рулевом колесе) имеется специальный выключатель.
Электронный блок управления принимает сигналы от
ультразвуковых датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на
исполнительные устройства, в качестве которых выступают другие системы
автомобиля: электроусилитель рулевого управления, система курсовой устойчивости, система управления двигателем, автоматическая коробка передач. Взаимодействие с указанными системами осуществляется через соответствующие электронные блоки управления.
Необходимая для автоматической парковки информация
выводится на информационный дисплей и используется водителем в процессе
парковки.
Работа системы автоматической парковки
Работу системы автоматической парковки условно можно разделить на два этапа: поиск подходящего места на парковке и собственно выполнение парковки.
Поиск подходящего места на парковке
производится с помощью ультразвуковых датчиков. Например, в конструкции
системы Park Assist для этой цели предусмотрено четыре боковых
ультразвуковых датчика - по два с каждой стороны автомобиля.
При движении автомобиля вдоль ряда припаркованных машин с
определенной скоростью (до 40 км/ч при параллельной парковке и до 20
км/ч при поперечной парковке) датчики фиксируют расстояние между ними, а
в системе Park Assist Vision – и их положение относительно
транспортного средства (параллельно или перпендикулярно).
Сигналы датчиков обрабатываются электронным блоком
управления.
Если расстояние для парковки достаточное, система подает сигнал
водителю - выводит на информационный дисплей автомобиля соответствующую
информацию. В системе Park Assist за достаточное для парковки расстояние
принимается расстояние, превышающее длину автомобиля на 0,8 м, в
системе Advanced Park Assist – на 1 м.
Парковка транспортного средства может
осуществляться двумя способами – непосредственно водителем с помощью
предлагаемых системой инструкций или автоматически без участия водителя.
Визуальные и тестовые инструкции водителю выводятся на
информационный дисплей. Они касаются рекомендаций по повороту рулевого
колеса на определенный угол и направлению движения. Такой способ
автоматизированной парковки используется в системе Advanced Park Assist.
Автоматическая парковка производится путем упорядоченного воздействия на исполнительные механизмы систем автомобиля:
- электродвигатель электрического усилителя рулевого управления;
- насос обратной подачи и клапаны тормозных механизмов системы курсовой устойчивости;
- электродвигатель дроссельной заслонки системы управления двигателем;
- электромагнитные клапаны автоматической коробки передач.
С целью безопасности движения работу системы всегда
можно перевести из автоматического режима в ручной режим. В последних
конструкциях системы автоматическая парковка может производиться при
нахождении водителя как в автомобиле, так и за его пределами – с ключа.