В последнее время на передний план автомобильных систем безопасности выходят т.н. превентивные (предупреждающие) системы. Превентивная система безопасности (другое наименование – система предупреждения столкновения) призвана избежать столкновения, а если оно произошло - уменьшить тяжесть аварии.
В зависимости от конструкции конкретной системы в ней могут быть реализованы следующие функции:
- предупреждение водителя об опасности столкновения;
- подготовка тормозной системы к экстренному торможению;
- активация отдельных устройств пассивной безопасности;
- частичное или полное автоматическое торможение.
Для реализации данных функций в превентивных системах безопасности используются технологии адаптивного круиз-контроля, системы динамической стабилизации, системы пассивной безопасности. Ряд превентивных систем, реализующих функцию автоматического торможения, носят название систем экстренного торможения. Таким образом, превентивная система безопасности это эффективный симбиоз систем активной и пассивной безопасности.
Известными превентивными системами безопасности являются:
- Pre-Sense Plus и Pre-Sense Rear от Audi;
- Pre-Safe и Pre-Safe Brake от Mercedes-Benz;
- Collision Mitigation Braking System, CMBS от Honda;
- Collision Warning with Brake Support от Ford;
- Pre-Collision System, PCS от Toyota;
- Front Assist от Volkswagen;
- Collision Warning with Auto Brake от Volvo;
- City Safety от Volvo;
- Predictive Emergency Braking System, PEBS от Bosch.
В число лучших систем безопасности в 2010 году Euro NCAP определил следующие превентивные системы - Mercedes-Benz Pre-Safe, Mercedes-Benz Pre-Safe Brake; Honda Collision Mitigation Braking System; Volvo City Safety.
Система Pre-Safe реализует следующий алгоритм работы:
Условие |
Действие |
риск столкновения (радиолокационная информация, экстренное торможение) |
натяжение ремней безопасности водителя и переднего пассажира;
перевод угла наклона подушек и спинок передних и задних сидений в оптимальное положение;
подъем задних подголовников |
риск заноса и опрокидывания (боковое ускорение) |
укрепление подушек и спинок передних и задних сидений (заполнение воздушных камер и образование валиков);
закрытие боковых стекол на передних и задних дверях;
закрытие люка на крыше |
Интенсивная работа ведется над созданием системы Pre-Safe второго поколения, которую планируется оснастить:
- боковыми панелями кузова, изменяющими форму перед аварией;
- сдвигающимися к центру сидениями передних пассажиров при боковом ударе;
- вертикальной подушкой безопасности между водителем и передним пассажиром;
- надувными ремнями безопасности для задних пассажиров;
- внешней фрикционной подушкой для осуществления экстренного торможения.
Работа системы Pre-Safe Brake включает следующие действия:
Условие |
Действие |
обнаружение препятствия (автомобиль, человек) в пространстве перед машиной |
расчет времени вероятного столкновения |
1,6с до расчетного столкновения |
подача трех звуковых сигнала предупреждения;
частичное автоматическое торможение (40% от максимального тормозного давления) |
водитель среагировал и нажал на педаль тормоза |
создание максимального тормозного давления |
водитель среагировал и свернул на другую полосу |
уменьшение тормозного давления |
0,6с до расчетного столкновения, водитель не реагирует на предупреждения |
автоматическое создание максимального тормозного давления |
Работа системы Collision Mitigation Braking System подобна системе Pre-Safe Brake и включает:
Условие |
Действие |
обнаружение препятствия (автомобиль, человек) с которым вероятно столкновение |
подача звуковых и световых сигналов об опасности |
водитель не реагирует на предупреждения |
натяжение ремней безопасности |
1с до столкновения, водитель не реагирует на предупреждения |
частичное автоматическое торможение |
водитель среагировал и нажал на педаль тормоза |
создание максимального тормозного давления |
Система City Safety представлена следующими превентивными функциями:
Условие |
Действие |
автомобиль приближается к препятствию со скоростью, которая может привести к аварии;
водитель не реагирует на препятствие |
подготовка тормозной системы к торможению (активация насоса на несколько сотых долей секунды, подведение колодок дискам);
уменьшение величины крутящего момента (с помощью блока управления двигателем) |
водитель не реагирует на препятствие |
автоматическое торможение |
водитель реагирует на препятствие (движение рулевого колеса, педали тормоза) |
автоматическое торможение не активируется |
водитель недостаточно сильно нажал на педаль тормоза |
включение в работу системы ЕВА (Emergency Brake Assist) и создание максимального тормозного усилия |