Топливная система (другое наименование система питания топливом) предназначена для питания двигателя автомобиля топливом, а также его хранения и очистки.
Топливная система автомобиля имеет следующее устройство:
- топливный бак;
- топливный насос;
- датчик уровня топлива;
- топливный фильтр;
- топливопроводы;
- система впрыска.
Топливная система бензинового и дизельного двигателей
имеет, в основном, аналогичное устройство. Принципиальные отличия имеет
система впрыска.
Топливный бак
предназначен для хранения запаса топлива, необходимого для работы
двигателя. Топливный бак в легковом автомобиле обычно располагается в
задней части на днище кузова. Емкость топливного бака обеспечивает в
среднем 500 км пробега конкретного автомобиля. Топливный бак изолирован
от атмосферы. Вентиляцию топливного бака производит система улавливания паров бензина.
Топливный насос
подает топливо в систему впрыска и поддерживает рабочее давление в
топливной системе. Топливный насос устанавливается в топливном баке и
имеет электрический привод. При необходимости используется
дополнительный (подкачивающий) насос (не путать с топливным насосом
высокого давления системы впрыска дизельных двигателей и системы
непосредственного впрыска).
В топливном баке вместе с насосом устанавливается датчик уровня топлива.
Конструкция датчика включает поплавок и потенциометр. Перемещение
поплавка при изменении уровня топлива в баке приводит к изменению
положения потенциометра. Это, в свою очередь, приводит к повышению
сопротивления в цепи и уменьшению напряжения на указателе запаса
топлива.
Очистка поступающего топлива осуществляется в топливном фильтре.
На современных автомобилях в топливный фильтр встроен редукционный
клапан, регулирующий рабочее давление в системе. Излишки топлива
отводятся от клапана по сливному топливопроводу. На двигателях с непосредственным впрыском топлива редукционный клапан в топливном фильтре не устанавливается.
Топливный фильтр топливной системы дизельных двигателей
имеет несколько иную конструкцию, но суть его работы остается прежней. С
определенной периодичностью производится замена топливного фильтра в
сборе или, только, фильтрующего элемента.
Топливо в системе циркулирует по топливопроводам.
Различают подающий и сливной топливопроводы. В подающем топливопроводе
поддерживается рабочее давление. По сливному топливопроводу излишки
топлива удаляются в топливный бак.
Система впрыска предназначена для образования топливно-воздушной смеси за счет впрыска топлива.
Работа топливной системы осуществляется
следующим образом. При включении зажигания топливный насос закачивает
топливо в систему. При прохождении через топливный фильтр происходит его
очистка. Далее топливо поступает в систему впрыска, где происходит
распыление и образование топливно-воздушной смеси.
На некоторых автомобилях рабочее давление в топливной
системе создается при открытии водительской двери (включается топливный
насос).