Стояночный тормоз (обиходное название – ручник) служит
для удержания автомобиля на месте длительное время. Используется во
время стоянки автомобиля, остановке на площадках с уклоном, а также в
движении для осуществления резких поворотов на заднеприводных спортивных
автомобилях. Стояночная тормозная система является также запасной
(аварийной) системой, так как полностью дублирует гидравлическую
рабочую систему. Применение стояночного тормоза в экстренном случае во
время движения позволяет довести транспортное средство до полной
остановки.
Как любая тормозная система стояночный тормоз состоит из тормозного привода и тормозных механизмов.
В стояночной тормозной системе используется в основном механический тормозной привод,
который обеспечивает передачу тормозного усилия от человека к
тормозному механизму. Человек взаимодействует с ручным рычагом, тягой
или ножной педалью.
Самым популярным устройством является ручной рычаг,
который располагается, как правило, справа от водителя рядом с сиденьем.
Ручной рычаг оснащен храповым механизмом, обеспечивающим фиксацию
стояночного тормоза в рабочем положении. На рычаге расположен
выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. Сама лампа
установлена на панели приборов и включается при срабатывании стояночного
тормоза.
От рычага к тормозным механизмам усилие передается с
помощью тросов. В конструкции тормозного привода стояночного тормоза
используются один, два или три троса. Самая популярная схема с тремя
тросами: один передний (центральный) и два задних троса. Передний трос
соединен с ручным рычагом, задние тросы – с тормозными механизмами. Для
соединения переднего троса с задними тросами и равномерной передачи
усилия используется т.н. уравнитель.
Непосредственное соединение тросов с элементами
стояночного тормоза осуществляется с помощью наконечников, часть из
которых регулируемые. Регулировочные гайки на концах тросов позволяют
изменять длину привода.
Возвращение системы в исходное положение (снятие с тормоза)
производится при переводе ручного рычага в соответствующее положение с
помощью возвратной пружины. Пружина может располагаться на переднем
тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.
Тормозной привод стояночной тормозной системы должен
регулярно использоваться, в противном случае может произойти закисание
тросов и потеря функций. Это особенно актуально для автомобилей с автоматической коробкой передач, где в силу конструкции коробки стояночным тормозом можно не пользоваться.
На некоторых современных легковых автомобилях
применяется электрический привод стояночного тормоза, в котором
электродвигатель непосредственно взаимодействует с дисковым тормозным
механизмом. Система носит название электромеханический стояночный тормоз.
В конструкции стояночного тормоза используются, как
правило, штатные тормозные механизмы задних колес, в которые внесены ряд
изменений.
В барабанном тормозном механизме
торможение при стоянке производится с помощью отдельного рычага, который
одной стороной соединен с задним тросом, другой – с тормозной колодкой.
При срабатывании тормозного механизма трос перемещает рычаг, который в
свою очередь толкает ведущую тормозную колодку и вместе с ней ведомую
тормозную колодку к тормозному барабану. Происходит блокировка колеса.
На автомобилях с дисковыми тормозами применяют несколько конструкций стояночного тормозного механизма:
- винтовой;
- кулачковый;
- барабанный.
Винтовой тормозной механизм
используется в дисковых тормозах с одним поршнем. Механизм выполнен в
суппорте дискового тормозного механизма. В данном устройстве поршень
управляется с помощью вкрученного в него винта. Вращение винта
обеспечивает рычаг, который другой стороной соединен с тросом. Так как
при вращении винт перемещаться не может, вращение передается на
соединенный с ним поршень. Поршень вдвигается по резьбе и прижимает
тормозные колодки к диску.
Близка по конструкции к винтовому механизму конструкция кулачкового тормозного механизма.
В данном устройстве перемещение поршня обеспечивает толкатель, имеющий
привод от кулачка. Кулачек жестко соединен с рычагом, который в свою
очередь связан с тросом. При повороте кулачка происходит перемещение
толкателя и вместе с ним поршня тормозного механизма. В исходное
положение система приводится с помощью возвратной пружины.
В дисковом тормозном механизме с несколькими поршнями применяется стояночный тормозной механизм барабанного типа.
По сути это отдельный тормозной механизм со своими тормозными
колодками. В качестве барабана используется внутренняя поверхность
тормозного диска.