Электрооборудование автомобиля (другое наименование – электрическая система автомобиля) предназначено для выработки электрической энергии и питания различных систем и устройств автомобиля.
Электрооборудование автомобиля имеет следующее общее устройство:
- источники тока;
- потребители тока;
- элементы управления;
- электрическая проводка.
Все конструктивные элементы электрооборудования объединены в бортовую сеть.
Источниками тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор.
Аккумуляторная батарея
предназначена для питания потребителей электрическим током при
неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на
малых оборотах.
Основным источником электрического тока является генератор. Он обеспечивает питание электрическим током всех потребителей, а также зарядку аккумуляторной батареи.
Емкость аккумуляторной батареи и мощность генератора
должны соответствовать мощности потребителей электроэнергии на всех
режимах эксплуатации автомобиля, т.е. в системе должен поддерживаться
энергетический баланс.
Потребителей энергии условно можно
разделить на три группы: основные, длительные и кратковременные.
Основные потребители энергии обеспечивают работоспособность автомобиля.
К ним относятся:
- топливная система;
- система впрыска;
- система зажигания;
- система управления двигателем;
- автоматическая коробка передач;
- электроусилитель рулевого управления.
Длительные потребители:
- система охлаждения;
- система освещения;
- системы активной безопасности;
- система пассивной безопасности;
- система отопления и кондиционирования;
- противоугонные системы;
- аудиосистема;
- система навигации.
К кратковременным потребителям относятся большинство систем комфорта, система запуска, свечи накаливания, звуковой сигнал, прикуриватель.
Элементы управления обеспечивают
согласованную работу источников тока и потребителей электроэнергии. В
системе используются следующие элементы управления: щитки
предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Они
расположены, как правило, децентрализовано.
На современных многие функции реле и выключателей
возложены на электронные блоки управления, но полностью отказаться от
этих устройств пока невозможно. Например, на блок управления бортовой
сетью осуществляет следующие функции:
- контроль потребления энергии;
- контроль напряжения на клеммах аккумуляторной батареи и при
необходимости повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя на
холостом ходу;
- регулирование нагрузки за счет отключения отдельных потребителей, в основном из числа систем комфорта;
- управление системой освещения, стеклоочистителями, обогревателем заднего стекла и др.
В бортовой сети автомобиля помимо
традиционной электрической проводки используются мультиплексные системы -
т.н. шины данных, обеспечивающие соединение электронных блоков
управления между собой и передачу сигналов управления в цифровом виде.