Система полного привода quattro является системой
постоянного полного привода, в которой крутящий момент постоянно
передается на все колеса автомобиля. С 1980 года название quattro
используется автопроизводителем Audi для обозначения системы полного
привода своих автомобилей и является зарегистрированным товарным знаком.
Отличительной особенностью системы quattro является продольное расположение двигателя и элементов трансмиссии, которое характерно для большинства автомобилей Audi.
Несмотря на различия в конструкции систем полного
привода конкретных автомобилей, можно выделить следующее общее
устройство системы quattro:
- коробка передач;
- раздаточная коробка;
- карданная передача привода задней оси;
- главная передача и задний межколесный дифференциал;
- вал привода передней оси;
- главная передача и передний межколесный дифференциал.
Схема системы полного привода quattro
В трансмиссии quattro может устанавливаться как механическая коробка передач, так и коробка-автомат.
Раздаточная коробка
непосредственно присоединена к коробке передач. Конструктивно она
включает межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент на
переднюю и заднюю оси. Корпус дифференциала имеет механическое
соединение с коробкой передач. Распределение крутящего момента на оси в
зависимости от конструкции раздаточной коробки может осуществляться
непосредственно через приводные валы или отдельную зубчатую передачу.
В качестве межосевого дифференциала в системе полного привода quattro использовались и используются:
- с 1981 года – свободный межосевой дифференциал с механической блокировкой;
- с 1988 года – самоблокирующийся симметричный дифференциал Torsen
с возможностью перераспределения крутящего момента на ось с лучшим
сцеплением до 80%. Расположение сателлитов перпендикулярно приводным
валам (Torsen Т-1);
- с 2007 года – самоблокирующийся несимметричный дифференциал Torsen
с распределением крутящего момента по осям в стандартном положении
40:60 и с возможностью перераспределения крутящего момента на ось с
лучшим сцеплением до 70% - на переднюю ось и до 80% - на заднюю ось.
Расположение сателлитов параллельно приводным валам (Torsen Т-3).
- с 2010 года - самоблокирующийся несимметричный дифференциал с коронными шестернями
с распределением крутящего момента по осям в стандартном положении
40:60 и с возможностью перераспределения крутящего момента на ось с
лучшим сцеплением до 70% - на переднюю ось и до 85% - на заднюю ось
(Audi RS5).
Раздаточная коробка автомобиля Audi Allroad дополнительно оснащается пониженной передачей.
Передача крутящего момента на заднюю ось осуществляется с помощью карданной передачи, состоящей из двух валов, трех шарниров равных угловых скоростей и одной промежуточной опоры.
Главная передача
и задний межколесный дифференциал выполнены в отдельном картере. В
разное время в системе quattro использовались следующие конструкции
задних дифференциалов:
- с 1981 года – свободный дифференциал с механической блокировкой (ручной или электропневматической);
- с 1988 года - самоблокирующийся симметричный дифференциал Torsen (Audi V8);
- с 1995 года – свободный дифференциал с электронной блокировкой.
Вал привода передней оси обеспечивает
передачу крутящего момента от раздаточной коробки к главной передаче и
межколесному дифференциалу передней оси. Он помещен в отдельный кожух.
На последних моделях автомобилей Audi, оснащенных системой quattro,
коробка передач, раздаточная коробка, вал привода, главная передача и
дифференциал передней оси объединены в одном корпусе.
В качестве переднего межколесного дифференциала
используется сободный дифференциал, к которому с 1995 года добавлена
функция электронной блокировки дифференциала.
На автомобилях Audi с поперечным расположением двигателя (Audi A3/S3, Audi TT, Audi Q3) используется система полного привода подключаемого автоматически, аналогичная системе 4Motion с фрикционной муфтой Haldex.
Перспективная версия системы полного привода от Audi основана на использовании гибридной силовой установки и носит название E-tron quattro. Данную систему планируется устанавливать на серийные автомобили с 2014 года.
Схема системы полного привода E-tron quattro
Конструктивно система E-tron quattro включает в
дополнение к двигателю внутреннего сгорания и коробке передач два
электродвигателя - мощностью 33 кВт на передней оси и 60 кВТ - на
задней. При этом задняя ось имеет только электрический привод. Питание
электродвигателей осуществляется от литий-ионной аккумуляторной батареи,
установленной в центральном тоннеле автомобиля.