Система зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси бензинового двигателя. Воспламенение смеси происходит от искры, поэтому другое наименование системы - искровая система зажигания, а бензинового двигателя - двигатель с искровым зажиганием (сокращенно - ДсИЗ).
В зависимости от способа управления процессом зажигания различают следующие типы систем зажигания:
- контактная система зажигания;
- бесконтактная (транзисторная) система зажигания;
- электронная (микропроцессорная) система зажигания.
В контактной системе зажигания управление накоплением и распределение электрической энергии по цилиндрам осуществляется механическим устройством - прерывателем-распределителем. Дальнейшим развитием контактной системы зажигания является контактная транзисторная система зажигания, в первичной цепи катушки зажигания которой применен транзисторный коммутатор.
В отличие от контактной в бесконтактной системе зажигания
для управления накоплением энергии используется транзисторный
коммутатор, взаимодействующий с бесконтактным датчиком импульсов.
Транзисторный коммутатор в данной системе выполняет роль прерывателя.
Распределение тока высокого напряжения осуществляется механическим
распределителем.
В микропроцессорной системе зажигания используется электронный блок управления,
с помощью которого производится управление процессом накопления и
распределения электрической энергии. В ранних конструкциях электронной
системы зажигания электронный блок одновременно управлял системой
зажигания и системой впрыска топлива (т.н. объединенная система впрыска и зажигания). В настоящее время управление зажиганием включено в систему управления двигателем.
Не смотря на различия в конструкции можно выделить следующее общее устройство системы зажигания:
- источник питания (автомобильный генератор и аккумуляторная батарея);
- выключатель зажигания;
- устройство управления накоплением энергии (прерыватель, транзисторный коммутатор, электронный блок управления);
- накопитель энергии (катушка зажигания);
- устройство распределения энергии по цилиндрам (механический распределитель, электронный блок управления );
- высоковольтные провода;
- свечи зажигания.
Принцип работы системы зажигания
заключается в накоплении и преобразовании катушкой зажигания низкого
напряжения (12В) электрической сети автомобиля в высокое напряжение (до
30000В), распределении и передаче высокого напряжения к соответствующей
свече зажигания и образовании в нужный момент искры на свече зажигания.
В работе системы зажигания можно выделить следующие этапы:
- накопление электрической энергии;
- преобразование энергии;
- распределение энергии по свечам зажигания;
- образование искры;
- воспламенение топливно-воздушной смеси.