Система активного шумоподавления (Active Noise Control, ANC, Active Noise Reduction, ANR)
является современной высокотехнологической разработкой, нашедшей
широкое применение в различных технических устройствах: аудиосистемах,
оргтехнике, автомобилях, самолетах, подводных лодках и даже космических
кораблях. На автомобилях данная система впервые применена инженерами
фирмы Toyota в 2008 году.
Система активного шумоподавления предназначена для
подавления шума от двигателя и других агрегатов в салоне автомобиля.
Система позволяет снизить уровень низкочастотных шумов на 5-8 ДБ, чем
достигается уровень комфорта соизмеримый с шумоизоляцией элитного
лимузина.
Наряду с повышением комфорта, применение системы шумоподавления обеспечивает снижение вибрации
конструктивных элементов, вызванной звуковыми колебаниями, за счет чего
уменьшается износ этих элементов и потребление топлива.
Система активного шумоподавления имеет следующее общее устройство:
- микрофоны;
- электронный блок управления;
- аудиосистема;
- динамики.
Схема системы активного шумоподавления
Микрофоны устанавливаются на потолке салона автомобиля и непосредственно воспринимают негативные шумы. Сигнал от микрофонов поступает в электронный блок управления, где в соответствии с частотой вращения коленчатого вала двигателя формируются управляющие воздействия на аудиосистему.
Аудиосистема генерирует акустические сигналы в противофазе к шуму, чем достигается его подавление. В системе активного шумоподавления используется отдельная аудиосистема.
Усиленные акустические сигналы с аудиосистемы подаются на динамики, из которых два установлены в передних дверях и один (сабвуфер) за задним сиденьем.
Конструктивным и технологическим продолжением системы активного шумоподавления является т.н. система активного звукового оформления (Active Sound Design, ASD). В настоящее время система устанавливается на автомобили Mini от BMW.
Принцип работы системы ASD построен на изменении звуковых волн с целью получения желаемого тона работы выпускной системы.
Конструктивно все построено так же, как в системе активного
шумоподавления: микрофоны – блок управления – аудиосистема – динамики.
Только на выходе аудиосистемы не противофаза, а измененный звук.
Изменение характера звучания выпускной системы производится с помощью кнопок
на приборной панели автомобиля. Переключение кнопок позволяет
воспроизвести звучание выпускной системы четырех разных двигателей.
Несмотря на высокую техническую сложность, практической
пользы система активного звукового оформления не имеет, а, в основном,
удовлетворяет драйверские амбиции владельца. Необходимо отметить, что
активный звук не слышен за пределами салона автомобиля (при закрытых
стеклах дверей).